«Сейчас, как и многие спортсмены, я не выезжаю на международные турниры в другие страны: сначала это было связано с эпидемией коронавируса, теперь - из-за вируса EHV-1 у лошадей. 

Последний международный турнир, в котором я принимала участие, проходил в августе в КСК Ивановское - CSI2*-W, CSIYH, Этап Кубка Мира 20-23 августа 2020». 

 

Страны 

 

«С 2010 по 2018 гг. я жила в Европе, в частности – 2 года в Германии, где тренировалась у

Бьерна Нагеля (Björn Nagel) и ездила по международным и национальным турнирам. Затем были 2 года в Литве. Я заканчивала институт, и выбор страны был обусловлен удобной логистикой: из Литвы я ездила выступать в Польшу, Словакию, Словению, Венгрию - ближайшие европейские страны. После Литвы я 3 года жила во Франции - тренировалась у Мишеля Робера (Michel Robert). А после этого переехала в город Довиль, чтобы тренироваться у Джулиана Эпайара (Julien Epaillard). Оттуда часто выезжала на турниры, мой любимый - Олива в Испании.

 

Живя в Европе, мы выезжали куда-то стабильно раз в месяц, чаще всего в Испанию, Германию, Бельгию, Голландию».

 

Лошади

 

«Количество лошадей, которое я беру с собой на старты, зависит от турнира. 

Если турнир уровня Кубка Наций, я беру 2 лошадей: основную и еще одну, чтобы прыгать по среднему кругу. Даже если на таких турнирах организованы маршруты для молодых лошадей, я предпочитаю концентрироваться на главных маршрутах с моими основными лошадьми. 

Если же это турнир Олива - я беру все поголовье, там очень разнообразная программа, и в среднем мы проводим там месяц-два. 

 

Стоимость участия в турнире, конечно, во многом зависит от количества лошадей, которых ты туда везешь». 

 

Транспорт

 

«Я счастливый спортсмен – у меня свой коневоз, рассчитанный на 7 голов, и мне не приходится брать транспорт в аренду. Я оплачиваю только бензин и работу водителя. 

 

Заправить полный бак коневоза стоит 18 тысяч рублей. Его хватает на 1000 – 1200 км. 

Сейчас я стою в Maxima Stables, доехать отсюда, например, в КСК Ивановское обойдется примерно в 20 тысяч рублей: 10 тысяч возьмет водитель за поездку туда-обратно. Если вы собираетесь в Санкт-Петербург или дальше, это обойдется, конечно, дороже. 

 

Транспорт – пожалуй, одна из самых больших статей расходов. Иногда, если у меня были свободные места в коневозе, я брала попутчиков: и мы делили затраты на водителя. 

 

До июля 2018 года мои лошади стояли в Европе, и там передвигаться мне было гораздо легче: мой коновод водил коневоз, у него была фиксированная зарплата, мне не приходилось брать водителя и опираться при расчетах на километраж. 

 

В начале 2018 года мы ездили в Оливу – это 2000 км от Довиля. 

Там полный бак стоит заправить примерно 500 Евро: итого, на бензин ушло 2-2,5 тысячи Евро в обе стороны. Бензин в Европе гораздо дороже. 

Поскольку такой маршрут требует обязательной остановки для отдыха лошадей и водителя, тут возникают расходы на аренду денников в промежуточном пункте – это примерно 30 – 50 Евро (в зависимости от конюшни), сено и опилки входят в стоимость». 

 

На турнире

 

«Вы приезжаете на турнир: стартовый взнос в Оливе на взрослую лошадь на 1 неделю составляет 600 Евро (входит денник, уборка, допинг-контроль, налоги), на молодую – 380 Евро. Общая сумма за турнир зависит от количества проведенных на нем недель. 

 

Олива – это турнир не на 1 или 2 недели, чаще всего мы там проводим около 2 - 2,5 месяцев. 

 

На такой длинный срок никогда не получится взять с собой достаточно фуража, чтобы хватило на все время – поэтому приходится все равно докупать сено и опилки на месте. 

 

Цены на турнире:

Опилки - от 10 до 13 Евро за брикет (кто-то пользуется соломой в качестве подстилки - выходит дешевле);

Сено стоит 5,5 - 8 Евро за тюк.

 

Итого на сено и опилки у нас уходило примерно 2 тысячи Евро за 2,5 месяца на 4-5 лошадей.

 

При этом мюсли мы всегда возим свои.

 

Следующая статья расходов – проживание спортсмена и его команды. 

 

Иногда гостиница есть на территории базы или в пешей доступности. В Оливе огромный выбор жилья.

Гостиница при турнире обошлась бы примерно в 2,5-3 тысячи Евро. Можно снять домик или апартаменты – это будет дешевле. Существуют также квартиры в многоэтажках – однажды я наткнулась на офис риэлторов, проходя по городу – и мне удалось хорошо сэкономить – я отдала за 2-месячное проживание примерно 1000 Евро.

 

Мой коновод обычно живет в коневозке во время турнира: в ней есть специально обустроенная комната. 

 

Даже если вы снимаете апартаменты, во время турнира не получится готовить. Всегда обедаешь на территории турнира, это дорого, но нет другого выхода, когда у тебя всего полчаса между маршрутами. Ужины обычно проходят за территорией турнира, к 5-6 вечера соревнования завершаются. Хотя бывает и ночное Гран-при – или ради последующего красочного шоу, или как вынужденная мера – когда днем слишком жарко».

 

Непредвиденные расходы

 

«К непредвиденным расходам я бы отнесла коваля и ветеринара. Если вдруг что-то случится, на турнире всегда есть дежурный специалист. 

 

Но если я уезжала на турнир надолго, я вызывала своего коваля. Совет: менять коваля для основных лошадей во время турнира – не лучшая идея.

 

Пожалуй, если вы – новичок, непредвиденной тратой может стать и VIP-стол на трибуне в качестве обязательного условия участия. Чтобы попасть на турнир от 3* и выше в Европе, если ты не входишь в топ-100 или хотя бы в топ-200, потребуется купить дополнительный «входной билет». Стоимость этого «билета» остается на усмотрение организаторов соревнований».

 

Должны ли призовые окупать затраты на турнир?

 

«Конечно. И могут, и должны. Это зависит от результатов: повезет – не повезет. Например, участие в Оливе сложно окупить: только, если выиграть Гран-при. И лучше парочку. 

Там огромная конкуренция: в маршруте Гран-при с 50 тысячами Евро призовых в один год участвовало 98 всадников. 4 попали в перепрыжку, я осталась четвертой. Это помогло окупить часть расходов на турнир».