Корни вольтижировки (дисциплины, в которой спортсмены выполняют акробатические трюки на движущейся лошади) уходят довольно глубоко в историю конного спорта. Изначально подобные упражнения спасали жизни всадникам во время военных действий и позволяли увернуться, к примеру, от летящих в них стрел.

Сейчас эта дисциплина не входит в программу Олимпийских игр, но регулярно проводятся как чемпионаты мира, так и континентальные первенства. 

"Как вид спорта вольтижировка начала оформляться в начале прошлого века, — рассказывает тренер сборной России по вольтижировке Елена Желанова. — В 1920 году этот вид даже был включен в программу Олимпийских игр. Потом пути разошлись. В СССР начали делать свой вариант вольтижировки на специальном седле, это входило в программу подготовки всех конников. При этом в мире вид спорта пошел немного в другую сторону — там упражнения выполнялись на специальном гурте, и механика упражнений в этом случае очень различается. Упражнения были похожими, но техника была совсем разной". Первая ощутимая попытка внедрить мировую технику вольтижировки произошла в 1980 году, в год проведения Олимпийских игр в Москве. Иностранные специалисты приезжали в СССР, знакомили спортсменов со своей работой, но в тот момент это не прижилось.

От базы до высших достижений

Существует несколько видов вольтижировки. Первая — базовая, которая будет полезна каждому спортсмену, занимающемуся конными видами. "Грубо говоря, это общеукрепляющая зарядка, ничего сверхъестественного. Как ОФП — базовые упражнения, безопасные в своем исполнении. Они помогают выработать баланс, помочь в психологической подготовке всадника", — пояснила Желанова. Спортивное направление требует более серьезной акробатической и хореографической подготовки. Это полноценная дисциплина, которая требует серьезной отработки движений и программ, где проходят соревнования. В то же время существует и любительская вольтижировка, что-то в духе "фитнеса на лошадях". "Порой бывает так, что взрослые люди приходят в конный спорт и боятся управлять лошадью, — рассказывает Елена. — Ведь у лошадей разные характеры, требуются определенные навыки — как физические, так и психологические. При этом в фитнес-вольтижировке людям легко адаптироваться, лошадью управляет лонжер, и они общаются, не нагружая себя лишними рисками".

Драгоценный лонжер

Лонжер — полноценный член команды в спортивной вольтижировке как и спортсмен-вольтижер, и лошадь. "Да, они все действительно составляют одну команду, которая создает спортивный шедевр, — рассказывает собеседница ТАСС. — Работа каждого из них уникальна и важна, ведь только при согласованной работе всех трех составляющих возможно классное и качественное выступление". От лонжера зависит очень многое, во время исполнения сложных трюков спортмен-вольтижер полностью доверяет свою жизнь лошади и лонжеру. Лонжер может, к примеру, помочь спортсмену, когда видит, что тот теряет баланс, откорректировать баланс лошади. Это сложная биомеханическая работа, где, с одной стороны, нужно понимать, что происходит с лошадью, и в тоже время поддерживать спортсмена. Чаще всего лонжерами становятся бывшие спортсмены-вольтижеры, которые по себе знают, что такое выполнять акробатические трюки на лошади, но есть и другие пути. "Есть три стандартных варианта того, как люди приходят в профессию лонжера. Стандартная история — бывшие спортсмены-вольтижеры, у них есть понимание, насколько важен баланс лошади. Дальше есть лонжеры-родители, которые приводят в вольтижировку своих детей и понимают, что только они знают, что нужно их ребенку. Довольно часто на международных соревнованиях встречаются команды в формате "родитель, ребенок и лошадь", целая спортивная семья", — смеется Елена. Третья категория лонжеров — это тренеры. "Тренер как никто понимает, что нужно спортсмену. Лонжер — очень важная работа, от него зачастую зависит жизнь спортсмена", — отмечает собеседница ТАСС.

Тонкости спорта

В вольтижировке несколько форматов соревнований — индивидуальные (когда трюки исполняет один спортсмен), парные и групповые. Также сборные и клубы иногда соревнуются в командном зачете, учитывая результаты и одиночников, и пар, и команд. На соревнованиях спортсмены должны представить три программы — обязательную, техническую и произвольную. "В произвольной программе спортсмен демонстрирует все свои таланты максимально творчески. В технической программе часть упражнений регламентирована, но она может разбавляться произвольными вещами, это своеобразный микс между произвольной и обязательной, — поясняет Елена. — Обязательная программа может показаться немного скучноватой, но она же и является самой объективной, поскольку сравнивает между собой спортсменов в заданных упражнениях. И эти программы собраны по четким критериям, которые отражают растяжку, силу и ловкость спортсмена". Каждая программа имеет строгий временной регламент, в который нужно уложиться. В среднем за минуту спортсмен делает порядка 14 упражнений, а топ-спортсмены — 16−18 упражнений. "В зависимости от того, какую программу выполняют спортсмены, судьи смотрят на разные показатели, при этом отдельный арбитр оценивает работу лонжера и лошади, — рассказывает Елена. — Три остальных судьи смотрят либо только на технику (в обязательной программе), либо на технику, артистизм и сложность упражнений (в произвольной программе). Артистизм — очень важный критерий, ведь любое выступление должно нести определенный смысл и эстетическую ценность. Мало просто выполнить упражнение, нужно обязательно передать задуманный образ".

Текст: Полина Панина